Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования — Скопинский муниципальный район Рязанской области

                                                                                                                                       ПРОЕКТ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –

СКОПИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН  РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от       апреля  2019 г.  №

 

 

Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования — Скопинский муниципальный район Рязанской области

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», Законом Рязанской области от 03.08.2010 г. № 81-ОЗ «О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Рязанской области», руководствуясь Уставом муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области, администрация муниципального образования – Скопинский муниципальный район постановляет:

  1. Утвердить положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования — Скопинский муниципальный район Рязанской области согласно приложению к настоящему постановлению.
  2. Считать утратившим силу постановление администрации муниципального образования — Скопинский муниципальный район Рязанской области от 17.11.2015 года № 649 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования — Скопинский муниципальный район Рязанской области».
  3. Опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене муниципальных правовых актов Думы муниципального образования — Скопинский муниципальный район администрации муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области и на официальном сайте администрации муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (адрес: http://skopin-adm.ru).
  4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальной политике Соловьева А.В.
  5. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования.

 

 

Глава администрации                                                                            А. И. Боков

 

Приложение

к Постановлению

администрации муниципального

образования — Скопинский

муниципальный район

от           апреля 2019 г. №

 

Положение

о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования — Скопинский муниципальный район Рязанской области

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования Скопинский муниципальный район Рязанской области (далее — комиссия)  является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — система профилактики) осуществляющим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности комиссии

Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,   законами и актами Рязанской области, правовыми актами органов местного самоуправления, а также настоящим Положением.

 

Статья 3. Принципы деятельности комиссии

Деятельность комиссии основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними и их законными представителями, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, поддержки семьи, взаимодействия с ней или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, единства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, гласности, коллегиальности и равноправия членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Статья 4. Основные задачи комиссии

Задачами комиссии являются:

1) координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и принятие мер по устранению причин и условий, этому способствующих;

3) обеспечение защиты и восстановления прав несовершеннолетних и их законных интересов во всех сферах жизнедеятельности;

4) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

5) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

 

Статья 5. Порядок создания комиссии

  1. Комиссия формируется из представителей органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных организаций.
  2. В состав комиссии входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и другие члены комиссии.
  3. Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.
  4. Положение о комиссии, ее численный и персональный состав утверждается муниципальными правовыми актами.
  5. Правовое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение комиссии осуществляется аппаратом комиссии. Аппарат комиссии создаётся на штатной основе администрацией муниципального образования — Скопинский муниципальный район.
  6. Расчетная численность работников аппарата комиссии определяется в соответствии с Законом Рязанской области от 02.12.2005 N 132-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий».

 

Глава 2. Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Статья 6. Полномочия комиссии

  1. Комиссия:

1) координирует работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

2) обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) рассматривает вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), и иные вопросы, связанные с их обучением;

4) обеспечивает оказание помощи в  бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области;

5) выявляет и применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области меры воздействия в отношении родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;

6) применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области;

7) принимает решения:

о направлении информации в соответствующие органы и учреждения районной, городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в соответствии с законодательством Российской Федерации;

о направлении материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в медицинские организации;

о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших четырнадцатилетнего возраста, их родителей или иных законных представителей;

8) принимают участие в разработке муниципальных программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

9) вносят в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;

10) обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

11) вносят предложения в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на которые законодательством возложены функции оказания государственной помощи, о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

12) ведут учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях комиссий;

13) согласовывают подготовленное администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа мотивированное представление или заключение в суд по месту нахождения указанного учреждения по вопросам, связанным с досрочным прекращением пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении по истечении срока, установленного судом, переводом их в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа либо восстановлением срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

14) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

  1. Для решения возложенных задач комиссия:

1) утверждает межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;

2) подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) даёт согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

4) даёт при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссия принимает совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;

5) принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

6) подготавливает и направляет в органы государственной власти Рязанской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Рязанской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования — Скопинский муниципальный район;

7) рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с не достижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

8) рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами Рязанской области об административной ответственности к компетенции комиссий;

9) обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) согласовывает представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:

о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

11) дает совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

12) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

13) осуществляет иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

 

Статья 7. Права комиссии

  1. Комиссия имеет право:

1) пользоваться в установленном порядке информационными ресурсами муниципальных образований и информационными системами Рязанской области;

2) запрашивать и безвозмездно получать необходимую для осуществления своих полномочий информацию и сведения от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также от исполнительных органов государственной власти Рязанской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не предусмотрено действующим законодательством;

3) приглашать на заседания комиссии несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, должностных лиц, граждан, представителей организаций и учреждений, получать от них объяснения, в том числе в письменном виде, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий;

4) применять установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние;

5) применять установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области меры воздействия к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних либо должностным лицам за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

6)наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения;

7) осуществлять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; содержания, обучения и воспитания несовершеннолетних в специальных учреждениях для несовершеннолетних уголовно-исполнительной системы; при отчислении несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, из организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

8) в установленном законодательством Российской Федерации порядке организовывать и осуществлять обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

9) в случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно законодательству Российской Федерации, наступает уголовная ответственность или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, ходатайствовать перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

10) вести прием несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

11) в пределах своей компетенции давать официальные разъяснения, вести переписку, иметь бланк и печать со своим наименованием;

12) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

  1. Члены комиссии в целях реализации полномочий имеют право:

1) в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

2) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательством об административных правонарушениях.

 

Статья 8. Меры по устройству несовершеннолетних, принимаемые комиссией

  1. Комиссия совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведет персональный учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении, безнадзорных, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, оставивших образовательные организации, неработающих, возвратившихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо учреждений уголовно-исполнительной системы, а также других детей, нуждающихся в помощи государства, принимают меры по их устройству.
  2. В случаях, если после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа или освобождения из мест отбытия наказания в виде лишения свободы, возвращение его на прежнее место жительства невозможно или нежелательно, в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав (опекунских прав), а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего в образовательную организацию или трудоустройству несовершеннолетнего, а также меры по созданию для него жилищно-бытовых условий.

В необходимых случаях комиссия по делам несовершеннолетних обращается с ходатайством в соответствующий орган опеки и попечительства для решения вопроса о его устройстве в соответствии с действующим законодательством.

  1. Учет и предоставление информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

 

Статья 9. Меры воздействия, применяемые комиссией к несовершеннолетним

  1. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

Комиссия рассматривает материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им правонарушения, особенностей его возраста, социального положения и поведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области и могут применить к нему следующие меры воздействия:

1) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

2) вынести предупреждение;

3) назначить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;

4) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей, а также под наблюдение администрации или коллектива работников предприятия, организации или общественной организации, членом или работником которых он является, в целях обеспечения его надлежащего поведения, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области;

5) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет.

  1. О вынесенном решении о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения комиссия извещает подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и иные органы и учреждения, представившие материалы на рассмотрение комиссии.
  2. Постановления комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действуют до исправления несовершеннолетнего и могут быть отменены комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
  3. В случае необходимости комиссия может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный наркологом, психиатром, психологом и другими специалистами.

 

Статья 10. Меры воздействия, применяемые комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних либо должностным лицам

  1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению, содержанию и защите прав несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, комиссия может применять следующие меры воздействия:

1) вынести предупреждение;

2) назначить административное наказание, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях;

3) при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном изъятии несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;

4) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав в случае, если будет установлено злоупотребление этими правами или злостное уклонение от обязанностей по воспитанию детей в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

5) ходатайствовать перед уполномоченными органами государственной власти об обращении в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.

  1. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, неподведомственного комиссии, или признаков состава преступления комиссия направляет материалы (дела) в прокуратуру, суд, иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.
  2. В случае рассмотрения дел, отнесенных к компетенции комиссии в отношении других лиц, комиссия применяет к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

 

Статья 11. Полномочия председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии, членов комиссии

  1. Председатель комиссии:

а) осуществляет руководство деятельностью комиссии;

б) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;

в) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;

г) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

д) утверждает повестку заседания комиссии;

е) назначает дату заседания комиссии;

ж) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

з) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;

и) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;

к) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Рязанской области.

  1. Заместитель председателя комиссии:

а) выполняет поручения председателя комиссии;

б) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;

в) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;

г) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.

  1. Ответственный секретарь комиссии:

а) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;

б) выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;

в) отвечает за ведение делопроизводства комиссии;

г) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;

д) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

е) обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.

  1. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:

а) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;

б) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

в) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

г) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

д) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений, преступлений;

з) выполняют поручения председателя комиссии.

  1. Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

 

Глава 3. Порядок рассмотрения материалов (дел) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Статья 12. Основания и сроки рассмотрения материалов (дел) комиссией

  1. Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает материалы (дела):

1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо должностных  лиц;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) по постановлению органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также других несовершеннолетних, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по другим основаниям;

5) по ходатайству работодателей;

6) переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) по сообщению граждан.

  1. Комиссия рассматривает материалы (дела), не относящиеся к административным правонарушениям, в срок не более тридцати дней, со дня их поступления в комиссию. В случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств по материалам (делам), срок рассмотрения материалов (дел) может быть продлен мотивированным постановлением комиссии, но не более чем на пятнадцать дней.

 

Статья 13. Рассмотрение комиссией дел об административных правонарушениях

Комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Рязанской области «Об административных правонарушениях».

Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Статья 14. Подготовка заседания комиссии

  1. Материалы (дела), поступившие на рассмотрение в комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя соответствующей комиссии.

В процессе предварительного изучения поступивших материалов (дел) определяется:

1) относится ли рассмотрение данных материалов (дел) к компетенции комиссии;

2) круг лиц, подлежащих приглашению на заседание комиссии;

3) необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;

4) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел);

5) имеются ли ходатайства или отводы.

Предварительное изучение материалов (дел) производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.

  1. По результатам предварительного изучения материалов (дел) принимаются следующие решения:

1) назначить материалы (дела) к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о времени и месте заседания;

2) возвратить поступившие материалы (дела) органам или учреждениям, направившим материалы (дела) в комиссию, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки;

3) провести проверку, обследование по поступившим материалам (делам) или поручить их проведение соответствующим специалистам;

4) рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссии вопросов;

5) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

  1. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо другие лица, чьи материалы рассматривает комиссия, защитник имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания.
  2. О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям, прокурору и иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным.

 

Статья 15. Заседания комиссии

  1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов (дел) может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.

  1. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

Председательствует на заседании комиссии ее председатель либо в его отсутствие — заместитель председателя.

  1. Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы (дела) об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
  2. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия может рассмотреть в их отсутствие, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и при условии, что ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.
  3. Защитник допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.

При необходимости или по просьбе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, защитника могут быть вызваны потерпевшие, свидетели, эксперты или иные лица, чье участие целесообразно для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

  1. В начале заседания комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого рассматриваются ходатайства или отводы, оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы (дела), а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.

Ходатайства или отводы по существу рассматриваемых материалов (дел) могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, защитником, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов (дел), а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, или их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов заносятся в протокол заседания комиссии.

  1. При рассмотрении материалов (дел), предусмотренных Законом Рязанской области от 03.08.2010 N 81-ОЗ «О порядке создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности на территории Рязанской области» комиссия всесторонне, полно и объективно исследует материалы (дела), уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данного материала (дела), иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия или о реабилитации несовершеннолетнего.
  2. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего комиссия, с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет, может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.
  3. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог.
  4. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются материалы (дела), комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.

 

Статья 16. Акты, принимаемые комиссией

  1. Комиссия в пределах своей компетенции принимает постановления и вносит представления.
  2. Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, представлений органов управления образованием, обращений и ходатайств образовательных организаций, иных органов и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
  3. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
  4. Комиссия при рассмотрении дел об административных правонарушениях выносит определения, постановления и представления в случаях и порядке, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Статья 17. Постановление комиссии

  1. По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей, комиссия принимает постановление, в котором должно содержаться одно из следующих решений:

1) применить меры воздействия, предусмотренные статьями 17 и 18 Закона Рязанской области от 03.08.2010 N 81-ОЗ «О порядке создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности на территории Рязанской области»;

2) прекратить рассмотрение материалов (дел) (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

3) отложить рассмотрение материалов (дел) и провести дополнительную проверку;

4) направить материалы (дела) в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы.

  1. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. Резолютивная часть постановления оглашается на заседании комиссии по окончании рассмотрения материалов.
  2. Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.

В постановлении о применении мер воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав и законных интересов несовершеннолетних указываются:

1) наименование и персональный состав комиссии;

2) дата и место заседания комиссии;

3) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, место его жительства), иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов (паспортные данные или данные свидетельства о рождении, сведения о получении пособия или пенсии, место работы или учебы);

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;

5) доказательства, на основании которых принято решение;

6) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;

7) решение, принятое комиссией;

8) предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;

9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.

  1. Постановление комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии.
  2. Постановление комиссии направляется для исполнения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Копия постановления комиссии или выписка из него не позднее трех дней со дня его принятия вручается или высылается физическому лицу или его законному представителю, в отношении которого данное постановление принято, а также потерпевшему по его просьбе.

Должностные лица указанных в настоящей части органов и организаций, а также граждане в течение десяти дней со дня получения постановления обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по его исполнению.

 

Статья 18. Представление комиссии

  1. В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов, комиссия вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, представление о принятии соответствующих мер.
  2. Должностные лица органов и организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, в течение месяца со дня получения представления комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить соответствующей комиссии, внесшей представление, о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Статья 19. Протокол заседания комиссии

  1. На заседании комиссии ответственный секретарь комиссии ведет протокол, в котором должны быть указаны:

1) наименование комиссии по делам несовершеннолетних;

2) дата и место заседания комиссии;

3) фамилия и инициалы председательствующего и ответственного секретаря;

4) персональный состав комиссии;

5) фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы (дела), число, месяц, год и место рождения, место его жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов (дел);

6) сведения о явке участвующих в заседании лиц и разъяснении им их прав и обязанностей;

7) сведения об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

8) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

9) содержание рассматриваемых материалов;

10) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении материалов (дел);

11) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов (дел);

12) сведения о принятии и оглашении на заседании комиссии постановления или внесении представления;

13) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления или внесенного представления.

  1. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем комиссии.

 

Статья 20. Обжалование актов комиссии

  1. Акты, выносимые комиссией, могут быть обжалованы лицом, в отношении которого они были приняты, его законными представителями, защитником, прокурором, а также потерпевшим в суд в порядке, установленном действующим законодательством.
  2. Обжалование постановлений комиссии по делам об административных правонарушениях производится в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Статья 21. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется в порядке, определенным Законом Рязанской области от 02.12.2005 N 132-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий».