Об утверждении муниципальной программы «Программа комплексного развития систем социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области на 2017-2026 годы»

ПРОЕКТ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПОЛЯНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ СКОПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 2017г. №

Об утверждении муниципальной программы «Программа комплексного развития систем социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области на 2017-2026 годы»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», генеральным планом муниципального образования – Полянское сельское поселение, руководствуясь Уставом муниципального образования Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области, ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу «Программа комплексного развития систем социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области на 2017-2026 годы» согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене муниципальных правовых актов Совета депутатов муниципального образования — Полянское сельское поселение, администрации муниципального образования – Полянское сельское поселение, на официальном сайте администрации муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (адрес – http://skopinadm.ru).

3.Настоящее постановление вступает в силу после опубликования.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава муниципального образования А.В. Маслов

Приложение

к постановлению администрации

муниципального образования —

Полянское сельское поселение

Скопинского муниципального района

Рязанской области

от___ 2017 года №___

Муниципальная программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области на 2017-2026 годы

ПАСПОРТ

муниципальной программы

Наименование программы Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области на 2017-2026 годы.
Основание для

разработки

программы

-Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

-Постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 года №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;

-Генеральный план муниципального образования –Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области;

-Устав муниципального образования –Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.

Наименование

заказчик программы,

его местонахождение

Администрация муниципальная образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.

391830 Рязанская область, Скопинский район, с.Поляны, ул.Северная, д.9а.

Наименование

разработчика

программы, его местонахождение

Администрация муниципальная образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.

391830 Рязанская область, Скопинский район, с.Поляны, ул.Северная, д.9а.

Инициатор разработки программы

Глава администрация муниципальная образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области.

Цель программы

Создание материальной базы развития социальной инфраструктуры для обеспечения, решения главной стратегической цели — повышение качества жизни населения на территории Полянского сельского поселения Скопинского муниципального района Рязанской области.

Задачи программы

а) повышение безопасности, качества и эффективности использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения;

б) обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры поселения для населения поселения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования поселения;

в) обеспечение сбалансированного, перспективного развития социальной инфраструктуры поселения в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения;

г) обеспечение достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры;

д)повышение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры

Целевые показатели

(индикаторы)

обеспеченности

населения объектами социальной инфраструктуры

— отремонтирована часть крыши Дома культуры

Сроки и этапы реализации программы

2017-2026 годы

Объемы и источники финансирования

программы

Источники

финансирования

Годы

2017

2018

2019

2020

2026

Всего, тыс.. руб.

5267,1

4945,9

5410,3

5095,8

5095,8

В т.ч.

Бюджет

поселения

5115,7

Областной

бюджет

151,4

Ожидаемые результаты реализации программы

Развитие социальной инфраструктуры, образования,

здравоохранения, культуры, физкультуры и массового

спорта

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА

Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне отдельных поселений. Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования –Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области (далее – Программа) включает в себя объекты местного значения поселения, в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры, содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социального развития поселения на среднесрочную перспективу. Программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально- экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, договорами о развитии застроенных территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социального развития сельского поселения. Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.

Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развитиямуниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области — доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем, межведомственной, внутримуниципальной, межмуниципальной и межрегиональной кооперации.

2.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

2.1.Социально – экономическое состояние и перспективы развития

Муниципального образования – Полянское сельское поселение

Главной целью социально-экономического развития любого муниципального образования является создание условий, которые будут способствовать устойчивому развитию его экономики, существенному улучшению материального и социального положения населения.

По схеме территориального планирования территория муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области, расположенная в юго-западной части муниципального образования — Скопинский муниципальный район, является перспективной зоной интенсивного хозяйственного и градостроительного развития. Благоприятные инфраструктурные предпосылки: наличие (пусть и недостаточно качественных) автомобильных дорог, системы инженерных коммуникаций, сложившегося производственного, социально-культурного и трудового потенциала создают возможности для организации большинства видов хозяйственной деятельности. Здесь размещается основная часть существующих и резервных площадок для перспективного капитального строительства, предприятий и объектов, площадки под объекты социальной инфраструктуры (в том числе для развития рекреации и туризма), индивидуальное жилищное строительство и др. Развитие экономического потенциала любого муниципального образования напрямую зависит от активности протекающих в нем инвестиционных процессов. Поэтому важнейшей стороной деятельности администрации муниципального образования – Полянское сельское поселение, является привлечение частных инвестиций в экономику поселения, а также координация работы с районной и областной администрациями по привлечению средств из вышестоящих бюджетов за счёт участия в областных и федеральных целевых программах, в том числе и в рамках реализации национальных проектов.

2.2. Анализ социального развития сельского поселения

Общая площадь муниципального образования –Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области составляет 7629,0 га. Численность населения по данным на 01.01.2017 года составила 2836 человек. В состав поселения входят населенные пункты: с.Поляны, с.Ермолово, д.Перики, д.Свинушки, с.Дмитриево.

Наличие земельных ресурсов муниципального образование – Полянское сельское поселение

таблица 1

Категории земель

Общая площадь

Земли сельхозназначения

6656,41

Земли поселений

634,25

Земли промышленности, транспорта, энергетики

123,4

Земли лесного фонда

189,55

Земли водного фонда

25,39

Итого земель в границах

7629,0

из приведенной таблицы видно, что сельскохозяйственные угодья занимают 87,2 %. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой поселения.

2.3. Демографическая ситуация

2.3.1. Население и трудовые ресурсы

Определение направленности развития муниципального образования – Полянское сельское поселение предполагает проведение анализа динамики численности его населения. Структура населения определяется тремя показателями: рождаемостью, смертностью и миграционными процессами, уровень которых в значительной мере зависит от социально-экономических и культурных факторов. Чтобы понять логику демографических процессов, происходящих в поселении, необходимо проанализировать демографические процессы в динамике за последние несколько лет.

Демографы выделяют три стадии популяционной стабильности:

1 – стадия традиционного общества, характеризующаяся высоким уровнем рождаемости и смертности, при котором население практически не растет, количество рождений уравновешивается количеством смертей;

2 – стадия четко выраженного роста населения, характеризующаяся снижением уровня смертности (благодаря появлению антибиотиков) при сохранении высокой фертильности;

3 – стадия развития индустриализации, активного включения женщин в процесс производства и обусловленного этим понижения уровня рождаемости до такого, при котором рост населения становится достаточно стабильным, уровень рождаемости приблизительно равен уровню смертности.

За последние 5 лет (с 2012 года) численность населения муниципального образования –Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области увеличилась на 504 чел. или на 21,6%. Для области характерна естественная прибыль населения, которая покрывается положительным миграционным приростом.

В последние годы уровень рождаемости немного вырос, в связи с тем, что большая (по сравнению с 1999 годом) часть женщин вступила в детородный возраст. Эта тенденция может сохраниться в ближайшие 5-10 лет, затем неизбежно наступит спад, поскольку сегодня доля девочек 5-9-и лет почти вдвое меньше доли 20-25-летних женщин.

В целом население можно назвать стареющим: доля пожилых людей в течение 90-х годов возросла и в последние годы удерживается примерно на одном уровне, тогда как доля не достигших трудоспособного возраста, последовательно снижается.

Общая численность населения муниципального образования – Полянское сельское поселение на 01.01.2017 года составила 2836 человек. Численность трудоспособного возраста составляет 1431 человек (50,5% от общей численности). Данные о возрастной структуре населения на 01.01.2017 г.

Таблица 2

Наименование

населенного

пункта

Число

жителей,

чел.

Детей

от 0 до6 лет

Детей

от 7 до 15 лет

Население

трудоспособного

возраста

Население

пенсионного

возраста

С.Поляны

710

111

59

391

149

С.Ермолово

938

175

117

479

167

Д.Свинушки

1041

175

109

483

274

С.Дмитриево

126

23

14

70

19

Д.Перики

21

5

1

8

7

Демографическая ситуация в муниципальном образовании – Полянское сельское поселение

за 2015 год

за 2016 год

По состоянию на 01.01.2017 год

естественная/миграционная

прибыль/убыль,

чел.

прибыль/убыль,

%

Количество

населения на

начало года, чел.

2785

2762

-23

0,8

Родилось за год,

чел.

50

72

+22

44

Умерло за год, чел.

23

33

+10

43,5

Прибыло за год,

чел.

45

135

+90

200

Выбыло за год,

чел.

95

100

+5

5,3

Количество

населения на конец

года, чел.

2762

2836

+74

2,7

Смертность – это процесс вымирания поколения, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания поколения. Смертность населения зависит от большого числа биологических и социальных факторов смертности. К ним относятся:

1) природно-климатические факторы;

2) генетические факторы;

3) экономические факторы;

4) социологические факторы;

5) политические факторы и другие.

С точки зрения демографического анализа смертности, более важным является

деление этих факторов на две группы:

1) эндогенные факторы — это факторы, порождаемые внутренним

развитием человеческого организма;

2) экзогенные факторы – это факторы, связанные с действием внешней

среды на человеческий организм.

Смерть всегда есть результат взаимодействия факторов обеих этих групп, но роль каждой из них может быть различной. Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда), прекращением деятельности ранее крупных предприятия, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Ситуация в настоящее время начала улучшаться.

1. Общий показатель смертности, зависящий от особенностей возрастного состава населения, в 2015 году снизился.

Демографическая ситуация в муниципальном образовании — Полянское поселение в 2016 году улучшилась по сравнению с предыдущими периодами, число родившихся впервые за последние 20 лет превысило число умерших. Количество родившихся в 2016 году превысило данный показатель 2015 года на 49 человек и составило 72 человека за год, что на 1,4 % больше среднегодовых показателей прошлых лет (50 человек в год). Говоря о рождаемости, следует помнить, что в данном случае она детерминирована не только биологическими, но и социально- экономическими процессами, условиями жизни, быта, традициями, религиозными установками и другими факторами. На позитивные тенденции в демографии повлияла активная бюджетная политика правительства Рязанской области, улучшение жилищных условий и социальная поддержка различных категорий жителей. Положительное влияние на рождаемость оказала так же социально-демографическая и семейная политики Рязанской области, включающая в себя:

предоставление земельных участков многодетным семьям,

оказание материальной помощи многодетным семьям на улучшение их жилищных условий,

предоставление

выплат молодым семьям на улучшение их жилищных условий, получение регионального материнского (семейного) капитала за третьего или последующего ребёнка и др.

Баланс населения также улучшился, из-за превышения числа прибывших, над числом выбывших на территорию поселения.

Увеличилось число детей, родившихся в семьях вторыми, третьими и последующими.

1.3.2. Рынок труда в поселении

Численность трудоспособного населения – 1431человек. Доля численности населения в трудоспособном возрасте от общей составляет 50,46 процента.

Таблица 3

Кол-во жителей всего

2836

Кол-во жителей трудоспособного возраста

1431

Количество трудоустроенных жителей

1316

% работающих от общего кол-ва жителей

46,4

% работающих от жителей трудоспособного возраста

91,96

Количество дворов

945

Кол-во двор занимающихся ЛПХ

866

Кол-во пенсионеров

616

Из приведенных данных видно, что лишь 91,96 % граждан трудоспособного возраста трудоустроены. Пенсионеры составляют 21,72% населения. В поселении существует серьезная проблема занятости трудоспособного населения. В связи с этим одной из главных задач для органов местного самоуправления в поселении должна стать занятость населения. Наибольшее количество трудоспособного населения проживает в с.Поляны, д.Свинушки, с.Ермолово.

По роду деятельности население занято:

в промышленном производстве – 700 человек (48,9%);

в сельскохозяйственном производстве – 300 человек (21%);

в бюджетной сфере – 316 человек (22,1%);

на учете в центре занятости – 15 человек (1 %)

остальные 100 человек (7 %).

Структура занятости населения муниципального образования – Полянское сельское поселение в экономике по формам собственности на 01.01.2017 года

Таблица4

п/п

Наименование показателя

Человек

Процент от общей

численности

занятого в экономике

населения, %

1.

Численность занятых в экономике, чел

316

2.

В том числе по формам собственности:

на предприятиях и в организациях государственной формы собственности

100

3,2

на предприятиях и в организациях муниципальной формы собственности

100

3,2

в организациях других форм собственности

116

3,6

На территории муниципального образования – Полянское сельское поселение отсутствует градообразующее предприятие, поэтому происходит маятниковая миграция трудовых ресурсов, которая увеличивается из года в год. Жители, работающие за пределами поселения, имеют высшее, среднее профессиональное, общее образование. В организациях и на предприятиях, находящихся за пределами поселения, работает около 1000 человек (в основном работающих доставляют автотранспортом). Основными предприятиями, куда происходит отток рабочих, является (ООО «СААЗ-Комплект» в с.Чулково (18 км), ИК-1 в п.Центральный (4 км), завод горно-шахтного оборудования мкр.Заречный), и др. Часть жителей выезжает на работу в города Москва, Рязань. 15% от общей численности трудовых ресурсов составляют работники, имеющие начальное или общее среднее образование; имеющие среднее специальное образование (или прошедшие профессиональную подготовку) составляют наибольшую долю трудовых ресурсов – 45%; 40% – работники, имеющие высшее образование.

1.4. Развитие отраслей социальной сферы

Прогнозом на 2016 год и на период до 2026 года определены следующие приоритеты

социального развития муниципальног образования –Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области:

— повышение уровня жизни населения муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры;

улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;

— развитие жилищной сферы в муниципальном образовании – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области;

— создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в Полянском сельском поселении Скопинского муниципального района Рязанской области;

— сохранение культурного наследия.

1.5. Промышленность

На территории муниципального образования – Полянское сельское поселение промышленных предприятий нет.

1.6.Сельское хозяйство

Сельскохозяйственные угодья занимают 87,2%. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой поселения, тем не менее умеренно- континентальный с продолжительной многоснежной зимой и сравнительно коротким, жарким летом климат поселения позволяет развивать основные отрасли сельскохозяйственного производства растениеводство, хотя и развитие сельского хозяйства является зоной рискованного земледелия. На территории Полянского сельского поселения находится единственное сельскохозяйственное предприятие – СПК «Полянская птицефабрика», занимающееся только растениеводством. В связи с этим важным направлением в сельском хозяйстве поселения является стимулирование развития малых форм хозяйствования. Однако из-за отсутствия у крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ) необходимого товарного и кредитного обеспечения, их доступ на рынки переработки и потребления ограничен еще в большей степени, чем у сельскохозяйственных предприятий. Поэтому создание инфраструктуры заготовительных и снабженческо-сбытовых объектов, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой всеми категориями хозяйств, является насущной потребностью сельскохозяйственной отрасли муниципального образования – Полянское сельское поселение. Развитие малых форм хозяйствования через кредитование в кредитных организациях, создание новых КФХ в рамках программы самозанятости становится особенно актуальным в условиях экономической нестабильности. Население муниципального образования –Полянское сельское поселение занимается личными подсобными хозяйствами для обеспечения собственных потребностей в сельскохозяйственной продукции, а в некоторых случаях и для элементарного выживания, излишки сельскохозяйственного производства реализуются в незначительных количествах. В настоящее время в муниципальном образовании – Полянское сельское поселение наблюдается некоторый рост числа личных подсобных хозяйств населения. При возможности получения льготных кредитов и государственной помощи можно предположить их дальнейшее развитие. Следовательно, сельскохозяйственное производство на уровне крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, нацеленных не только на самообеспечение, но и на производство товарной продукции, и в перспективе является неотъемлемой частью экономики Полянского сельского поселения.

    1. Малое предпринимательство

Развитие экономики муниципального образования – Полянское сельское поселение тесно связано с возможностями малого бизнеса — малый бизнес является основой всех отраслей экономики, развитие малого предпринимательства способствует решению проблемы занятости, увеличению выпускаемой продукции. На территории муниципального образования – Полянское сельское поселение предприятиями малого бизнеса являются предприятия торговли и сферы обслуживания. Для более интенсивного и эффективного ведения малого бизнеса прежде всего следует решить проблему кредитования, так как высокие процентные ставки делают кредитные средства недоступными для большинства потенциальных заемщиков. Для обеспечения условий развития предпринимательства создана законодательная база, существует и реализуется муниципальная программа муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в 2017-2019 годах», где на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены средства районного бюджета. Предпринимаемые меры должны способствовать тенденции устойчивого роста основных показателей деятельности в сфере малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, созданию социально значимых объектов и дополнительных рабочих мест, обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты, а также снизить социальную напряженность. Дополнительным источником поступления денежных средств в бюджет поселения, создания новых рабочих мест и условий для развития малого предпринимательства может стать развитие туристической отрасли.

1.8.Туризм

Низкий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду вследствие малой плотности населения и, практически, отсутствие промышленных производств на территории сельского поселения, обеспечили сохранение ее экологической чистоты. Более того, территория поселения характеризуется наличием уникальных природных комплексов, ценных в культурно-оздоровительном, рекреационном и туристическом отношениях, поэтому туризм может стать перспективной отраслью поселения. Сельское поселение также обладает туристско-рекреационным потенциалом, и относится к самым живописным историческим поселениям области.

Удаленность от областного центра, недостаточное количество и плохое состояние существующих дорог, отсутствие доступных по ценовой политике мест для проживания и обслуживающих объектов туристиеской инфраструктурыя вляются главными отрицательными факторами, не позволяющими предполагать бурное развитие туризма в поселении на ближайшую перспективу. Однако уже в настоящее время в населенных пунктах поселения существуют дачные хозяйства. Дачники приезжают из г.Рязань и других мест, живут в поселении с мая по сентябрь. Тем самым расширяют их хозяйственную сферу, позволяет более полно использовать имеющиеся земельные ресурсы, тем более, что для этого не требуется такого большого количества финансовых

ложений, как в организацию туристической отрасли.

1.9.Транспорт

Одним из главных отрицательных факторов, сдерживающих экономическое и социальное развитие Полянского сельского поселения является крайне неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры -отсутствие водного, воздушного и трубопроводного транспорта, плохое состояние автомобильных дорог. Автомобильные дороги местного значения ремонтируются и строятся медленными темпами, производился только текущий и ямочный ремонт. Очевидно, что для развития поселения, туристического и всего хозяйственного комплекса требуется инвестирование в строительство качественных транспортных путей.

Еще одной проблемой является отсутствие газификации деревни Перики. Газификация поселения ускорит развитие индивидуального жилищного строительства и будет способствовать решению экономических, социальных и экологических проблем -газификация необходима как для бытового использования, так и для сокращения расходов на тепловую энергию. В качестве стратегических ориентиров устойчивого развития муниципального образования –Полянское сельское поселение определены следующие:

— создание экологически безопасной и благоприятной для проживания, труда и отдыха среды;

— сохранение и развитие имеющегося производственного потенциала за счет его реконструкции, расширения и модернизации, а также за счет создания новых производственных мощностей;

— выполнение администрацией сельского поселения функций по финансово-кредитной деятельности, обращая особое внимание на привлечение инвестиций.

Один из путей динамичного развития сельского поселения – это привлечение средств частных инвесторов в реальный сектор экономики, модернизация и расширение производства конкурентоспособной продукции. Наиболее перспективными сферами капиталовложений является развитие промышленности, сельского хозяйства, создание зон отдыха и туризма. При благоприятных условиях развития в перспективе муниципального образования – Полянское сельское поселение должно иметь современную строительную промышленность, сельскохозяйственное производство, рентабельно работающую туристическую отрасль и приемлемую социально-бытовую инфраструктуру. Развитие туристической отрасли могло бы дать толчок для сельскохозяйственного производства в объемах, необходимых не только для обеспечения собственного населения, но и для снабжения приезжающих туристов местными продуктами питания. При наличии соответствующих условий выполнение намеченных программных мероприятий означало бы появление новых постоянных рабочих мест с гарантированной зарплатой, увеличение доходов бюджета поселения, которые могли быть направлены на развитие его экономики и социальные нужды. Достижение этого во многом будет зависеть от экономических процессов, происходящих в районе, области и от государственной экономической политики.

1.10.Основные направления градостроительного развития

Анализ основных проблемных планировочных ситуаций

В числе основных планировочных проблем можно назвать следующие:

— недостаток учреждений культурно –бытового обслуживания;

— отсутствие объектов для занятий спортом и физической культурой;

— отсутствие озеленённых и благоустроенных санитарно – защитных зон;

-расположение жилых зданий в санитарно – защитных зонах предприятий;

— недостаток парковочных мест у объектов обслуживания;

— отсутствие качественного благоустройства улиц.

Проектное решение

Основной задачей проекта является:

-дальнейшее развитие функциональных зон и объединение их в органичную планировочную структуру, удобную для организации быта, труда и отдыха населения.

-обустройство улиц поселения в соответствии с действующими нормами.

-развитие функциональных зон до окончания расчётного срока предполагается в существующих границах, с использованием свободных от застройки территорий и проведением мероприятий по реконструкции сложившихся кварталов.

-проведение благоустройства застраиваемых территорий.

2. ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Прогнозом на 2017 год и на период до 2026 года определены следующие приоритеты социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области:

— повышение уровня жизни населения Полянского сельского поселения Скопинского муниципального района Рязанской области, в том числе на основе развития социальной инфраструктуры;

— улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям

населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;

— развитие жилищной сферы в Полянском сельском поселении Скопинского муниципального района Рязанской области;

— создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в Полянском сельском поселении Скопинского муниципального района Рязанской области;

— сохранение культурного наследия на территории Полянского сельского поселения Скопинского муниципального района Рязанской области.

Следует обратить внимание, что при решении проблем совершенствования культурно – бытового обслуживания населения в условиях современного развития необходимо выделять так называемые социально – нормируемые отрасли, деятельность которых определяется государственными задачами и высокой степенью социальной ответственности перед обществом. К социально –нормируемым отраслям следует отнести следующие: детские дошкольные и школьные учреждения, здравоохранение, учреждения культуры и искусства, частично спорта.

2.1.Культура

Предоставление услуг населению в области культуры в муниципальном образовании – Полянское сельское поселение осуществляют:

Таблица 5

Основные учреждения культуры

№ п/п

Наименование

Вместимость

Количество

работающих,

чел.

Площадь,

кв.м.

Состояние

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1

МУК «Полянский СДК»

200

5

700

требует капитального ремонта

Основными задачами в сфере культуры должны стать мероприятия по проведению ремонта существующего учреждения. Также необходимо стимулировать приток средств на содержание объектов историко-культурного наследия. Современное развитие сферы культуры должно идти нетолько по пути популяризации учреждений. Важным направлением должно стать просвещение населения в истории своего поселения, повышение исторической и культурной грамотности. Значительным направлением является проведение различных культурных мероприятий на базе существующих библиотек, музея, клубов, превращение библиотеки в информационный центр.. На территории поселения отсутствует кинозал. Многие существующие учреждения культуры имеют большой физический износ.

2.2. Физическая культура и массовый спорт

В Полянском сельском поселении объекты физической культуры и спорта расположены в с.Поляны, с.Ермолово. В остальных населенных пунктах спортивные сооружения отсутствуют.

Таблица 7

№ п/п

Наименование

Адрес

расположения

Площадь,

кв.м.

Состояние

1.

Хоккейная коробка

с.Поляны ул.40 лет Победы

800

удовлетворительное

Строительство новых современных спортивных сооружений значительно повысит интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом и к здоровому образу жизни. В с.Ермолово имеется одно плоскостное спортивное сооружение. Администрацией Полянского сельского поселения содержится хоккейная коробка.

Проблемы в области физической культуры и массового спорта: необходима разработка стратегии, стратегического плана и программ развития физической культуры и массового спорта. В сельском поселении необходимо размещение новых спортивных сооружений. Требуется строительство многофункциональных спортивных площадок предназначенных для проведения в летний период спортивных мероприятий по мини футболу, баскетболу и волейболу, а в зимний период для игры в хоккей и катания на коньках. Требуется устройство в зимний период для проведения лыжных соревнований устройство и содержание лыжной трассы.

2.3. Образование

В поселении работает одно дошкольное учреждение вместимостью 27 человек. Фактически детский сад посещают 17 детей.

На сегодняшний день достигнута 100%-я обеспеченность местами в детских садах детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

Таблица 8

Перечень детских дошкольнх учреждений Наименование Адрес Проектная вместимость Число детей по факту Число воспитателей Площадь, м 2 % износа зданий
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
МДОУ «Полянский детский сад»

с.Поляны, ул.40 лет Победы, д.6

27 человек 17

2

949

18

В состоянии современного демографического роста всё более острым является вопрос образования. Система образования, включая все её ступени должна развиваться стабильными и высокими темпами. Это даст ей возможность адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни общества. В сельском поселении одна школа. Школа оснащена компьютерной техникой, что позволяет проводить полноценные занятия по предметам, дающим возможность развиваться в соответствии с требованием времени. Не имеется школ в малонаселенных пунктах: с.Ермолово, д.Свинушки, с.Дмитриево, д.Перики. Согласно областной целевой программе «Школьный автобус», дети доставляются в школы специальными автобусами.

Количество мест в школе на территории поселения – 80, фактическая наполняемость – 31 учащийся. Имеется резерв – 49 мест. Количество мест в детских садах – 27, фактически обучается 17 воспитанников, необходимо обеспечить ещё 10 мест. Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования в поселении отсутствуют, население удовлетворяет потребности в профессиональном образовании в учреждениях г. Рязань, и других городов Российской Федерации.

В общеобразовательных учреждениях трудятся порядка 10 педагогов, большая часть из которых имеет высшее профессиональное образование.

Таблица 9

Перечень общеобразовательных школ

п/п

Наименование

учреждения

Проектная вместимость

Фактическое количество учащихся

Количество учителей

Площадь, га

Физическое состояние

(износ)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

Филиал МБОУ «Чулковская СОШ» «Полянская ООШ»

80

31

10

678,6

износ 50%

Таблица 10

Количество детей дошкольного и школьного возраста Показатели Человек от всего населения
2017 год 2020 год 2026 год
Дети в возрасте от 0 до 15 лет 789 800 850
в том числе:
от 0 до 6 лет 489 500 530
из них:
от 0 до 3 лет 245 250 265
от 3 до 6 лет 244 250 265
школьники от 7 до 15 лет 300 300 320
подростки от 16-17 лет 33 40 50

2.4.Здравоохранение

В поселении функционируют два ФАПа, которые обслуживают всё население Полянского сельского поселения. Общее количество персонала 6 человек.

Таблица 11

п/п

Наименование Учреждения здравоохранения Адрес Мощность Этажность Состояние
1. 2. 3. 4. 5. 6.

1.

ФАП с.Ермолово

С.Ермолово ул.Церковная д.39

25 посещений в смену

1

удовлетворительное

1.

ФАП с.Поляны

с.Поляны ул.40 лет Победы д.4 кв.24 20 посещений в смену

3

удовлетворительное

Многие жители сельского поселения пользуется услугами поликлиник, больниц, стационаров г.Скопин.

Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе:

— слабая материально-техническая база учреждений здравоохранения,

— низкий жизненный уровень,

— отсутствие средств на приобретение лекарств,

— низкая социальная культура,

— высокая степень алкоголизации населения поселения.

Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия.

2.5. Жилой фонд и жилищное строительство

Жилой фонд Полянского сельского поселения по состоянию на 01.01.2017 г. составил 46,9 тыс. м. общей площади. При численности населения в 2836 человек средняя жилая обеспеченность составляет 16,5 м2 общей площади на человека. Увеличение нормы обеспеченности на одного жителя произошло из-за сокращения численности населения при сохраняющемся жилом фонде в поселении.

Таблица 12

Существующий жилой фонд

п/п

Наименование Общая площадь жилого фонда, м2 Доля в общей площади, %
1. 2. 3. 4.
1. Жилой фонд, всего 46900,0 100
в том числе:
2. Индивидуальная застройка

40908,1

87

3. Многоквартирные жилые дома

5991,9

13

Полянское сельское поселение имеет разнородный по структуре и по принадлежности жилой фонд и отличается большой долей индивидуального жилья. Прирост жилых площадей за счет индивидуального строительства. Формирование современного жилого фонда способствует решению основных проблем экономического развития поселения: закреплению трудоспособного населения в поселении и созданию условий для комфортного проживания, способного повлиять на демографическую ситуацию.

Расчёт объёмов нового жилищного строительства

Важнейшими целями, достижение которых должно стать приоритетной задачей градостроительной политики в сельском поселении, являются:

-создание условий для привлечения внешних инвесторов в строительный комплекс, при этом следует избегать создания монопольных условий на рынке строительства, препятствующих развитию местного бизнеса,

-снос ветхого и аварийного фонда и реконструкция кварталов, где этот фонд располагался, рост объёмов которого на современном этапе определяет низкое качество жизни местного населения,

-создание качественного жилья нового типа, способного сформировать предложение для населения среднего класса.

Эти цели могут быть достигнуты через инструменты развития ипотечного кредитования, а также взаимовыгодного сотрудничества местных предприятий с бизнесом более успешных регионов.

3. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И

РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПОЛЯНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Таблица 13

п/п

Месторасположение Перечень мероприятий Очерёдность

выполнения

1. 2. 3. 4.
1. с. Поляны Проектирование и строительство шахтного колодца Расчетный срок

Мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции

объектов социальной инфраструктуры

Таблица 14

п/п

Наименование мероприятий Сроки начала и

окончание работ

(год)

Оценочная

стоимость,

тыс.

руб., 2016 год

Источники

финансирования

1. 2. 3. 4. 5.
1. Проектирование и строительство шахтного колодца 2016-2017 200 000 1.Бюджет

сельского поселения

3.1. Оценка эффективности мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение.

В поселении присутствует тенденция старения и выбывания квалифицированных кадров, имеющие место быть ранее демографические проблемы, усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население, нехватка квалифицированной рабочей силы, выбытие и не возврат молодежи после обучения в вузах. Старение объектов образования, культуры, спорта и их материальной базы, слабое обновление из-за отсутствия финансирования. Проанализировав вышеперечисленные отправные рубежи необходимо сделать вывод:

В обобщенном виде главной целью программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры на территории муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области на 2017-2026 годы» является устойчивое повышение качества жизни нынешних и будущих поколений жителей и благополучие развития муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области через устойчивое развитие территории в социальной и экономической сфере. Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:

1. Создать правовые, организационные, институциональные и экономические условия для перехода к устойчивому социально — экономическому развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;

2. Развить и расширить сферу информационно-консультационного и правового обслуживания населения;

3. Улучшить состояние здоровья населения за счет повышения доступности и качества занятиями физической культурой и спортом;

4. Повысить роль физкультуры и спорта в целях улучшения состояния здоровья населения и профилактик и правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

5. Построить объекты культуры и активизировать культурную деятельность.

За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития сельского поселения, что позволит повысить уровень социального развития, в том числе достичь улучшения культурно — досуговой деятельности, что будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;

1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта:

— участие в отраслевых районных, областных и федеральных программах, по развитию и укреплению данных отраслей;

— содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта на территории поселения).

2. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);

— помощь членам их семей в устройстве на работу;

— помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё.

3. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального образования – Полянское сельское поселение.

Программа обеспечивает:

а) безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения;

б) доступность объектов социальной инфраструктуры поселения для населения поселения, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования поселения;

в) сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения;

г) достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами в области образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или района;

д) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры

3.2. Основные стратегическими направлениями развития поселения

Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия:

Экономические:

1. Содействие развитию сельскохозяйственному бизнесу, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов восстановление объектов образования, культуры и спорта.

2. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест.

Социальные:

1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта:

— участие в районных, областных программах, Российских и международных грантах по развитию и укреплению данных отраслей;

— содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта на территории поселения).

2. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);

— помощь членам их семей в устройстве на работу;

— помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё.

Администрация муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области является:

– заказчиком муниципальной программы и координатором деятельности исполнителей мероприятий программы.

Администрация муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района осуществляет:

— разработку механизмов привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации программы;

— контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств на реализацию Программы;

— подготовку предложений по актуализации мероприятий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития муниципального района и Рязанской области, ускорению или приостановке реализации отдельных проектов;

— анализ количественных и качественных параметров состояния и развития секторов экономики и подготовку соответствующих предложений, в том числе по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимой для реализации программы;

— подготовку предложений по созданию или привлечению организаций для реализации проектов программы;

— информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации программы, мониторинг выполнения программы в целом и входящих в ее состав мероприятий;

— подготовку в установленные сроки ежемесячных и годовых отчетов, годового доклада о ходе реализации программы представительному органу местного самоуправления, осуществляющему контроль за ходом реализации муниципальной программы.

Исполнители программы — производственные предприятия и учреждения непроизводственной сферы муниципального образования, осуществляют организацию работы по реализации соответствующих мероприятий, инвестиционных проектов в пределах своих полномочий. Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляется Администрацией муниципального образования – Полянское сельское поселение Скопинского муниципального района.

4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Выполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки, позволит достичь следующих показателей социального развития муниципального образования – Полянское сельское поселение в 2016 году по отношению к 2026 году. За счет активизации предпринимательской деятельности, ежегодный рост объемов производства в поселении. Соответственно, увеличатся объёмы налоговых поступлений в местный бюджет. При выполнении программных мероприятий ожидается рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях и в личных подсобных хозяйствах граждан. В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов проводится и ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Общее руководство Программой осуществляет Глава администрации муниципального образования – Полянское сельское поселение, в функции которого в рамках реализации Программы входит определение приоритетов, постановка оперативных и краткосрочных целей Программы. Оперативные функции по реализации Программы осуществляют штатные сотрудники администрации муниципального образования – Полянское сельское поселение под руководством главы администрации муниципального образования – Полянское сельское поселение.

Глава администрации муниципального образования – Полянское сельское поселение осуществляет следующие действия:

— рассматривает и утверждает план мероприятий, объемы их финансирования и сроки реализации;

— выносит заключения о ходе выполнения Плана, рассматривает предложения по внесению изменений по приоритетности отдельных программных направлений и мероприятий.

— взаимодействует с районными и областными органами исполнительной власти по включению предложений муниципального образования – Полянское сельское поселение в районные и областные целевые программы;

— контроль за выполнением годового плана действий и подготовка отчетов о его выполнении;

— подготовка перечня муниципальных целевых программ поселения, предлагаемых к финансированию из районного и областного бюджета на очередной финансовый год;

— реализации мероприятий Программы поселения.

6. МЕХАНИЗМ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обновление Программы производится:

— при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий,

— при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;

— при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.

Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя. По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения. За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социального развития:

Реализация Программы позволит:

1) повысить качество жизни жителей муниципального образования – Полянское сельское поселение;

2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;

3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления.

Социальная стабильность в сельском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программы социально-экономического развития поселений.

Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных сельских поселений, так и муниципального образования в целом.

Разработка и принятие среднесрочной программы развития сельского поселения позволяет закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для её реализации механизмы, закрепляющие «правила игры» на территории поселения, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров сельского поселения, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории.